Об альбоме
Этим альбомом Jethro Tull как никогда заявили о силе своей хард-рок энергетики и живописности фолкового колорита. Он более доступный, чем его предшественник «Benefit». Если сказать, что с альбома 1970 года лучше не начинать знакомство с Jethro Tull (хотя я его очень люблю), то следует также сказать, что если Вы начнете с ЭТОГО альбома, Вы непременно продолжите знакомство с группой.
«Aqualung» очень артистичен и стабилен в своей хитовости. Это один из тех альбомов, которые, не будучи полностью концептуальными, обладают сквозным идейно-эмоциональным настроем и особой изобретательностью, т.е. искусством приковывать внимание слушателя.
Для начала можно сказать, чем этот альбом типичен и в этом качестве полезен для поклонников хард-рока. Он буквально до краев заполнен риффами, могущими составить конкуренцию маститым работам Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath. Примеры рассыпаны по всему альбому. Что и говорить, Jethro Tull – группа широкой специализации, а Мартин Барр – из плеяды недооцененных гитаристов.
Далее сам мозг группы и главный фолк-агрессор рок-музыки. Йэн Андерсон проделал замечательную работу сразу в нескольких категориях: язвительный и проницательный текстовик, человек, умеющий варьировать свои вокальные способности, наконец, виртуоз флейты. Как лирик, он глубоко проникает в гущу жизни и представляет нам разнообразные ее картины, окрашенные богоборческой и не только философией. Как вокалист, он заложил фундамент разнообразия музыки Jethro Tull, заключающийся в интересных переменах темперамента и пафоса: то мы слышим его тихие лирические напевы в “Cheap Day Return”, “Wond'ring Aloud”, “Slipstream” (здесь это зависит от формы), “Mother Goose”, то грубоватый и прямо нахальный голос в “Cross-Eyed Mary” или циничный в “My God”. Флейта – стол и квартира Йена Андерсона. Он потрясающе ловко использует ее, как никто другой давая почувствовать спонтанность своей игры. Если, например, Питер Гэбриэл осторожен и щепетилен в отношении ее применения, то Андерсон с ней, без сомнения, на «ты».
Прогрессивный козырь альбома – содержательная и в немалой степени театрализованная “My God”. Тут вам и интересные партии акустической гитары, и драматичное фортепьяно, и мощная электрогитара Барра, и находчивая флейта, которая с издевкой руководит хоровыми партиями. Хиты на все времена – “Aqualung” и “Locomotive Breath”. В первой песне, прославленной своим разнообразием, особенно великолепны вокал и продолжительное гитарное соло. “Locomotive Breath” проходит странный путь от джазового фортепьяно к блюзовым запилам Барра, а затем появляется этот знаменитый ритм и знаменитые слова “…the train won't stop going – no way to slow down”. Что касается 2-х минутных песен, то они живо напоминают о «Benefit», но кажутся намного более светлыми.
Jethro Tull обладает искусством быстрого переключения внимания слушателя на каждый вновь зазвучавший инструмент (гитара, флейта, фортепьяно). Это нужно приписать скорее не пресловутой прогрессивности группы, а свободе их творчества, представление о которой складывается при прослушивании (трудно поверить, что Андерсон был таким уж кровавым диктатором). Jethro Tull себя не ограничивают, но преобладающий вектор их движения – фолк-ориентированный хард-рок.