FAQ по HD Video "для чайников"

Тема закрыта
 
Автор Сообщение

Virtuoz ®

Статус: Не в сети

Стаж: 7 лет 1 месяц

Сообщений: 9

Репутация: 0 [+] [-]

Создавать темы 18-Апр-2018 19:56 | #1

[Цитировать]

От автора

Данный справочный материал не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов, связанных с HD, а носит строго утилитарный характер: он призван в сжатой форме разъяснить смысл различных понятий и условных обозначений, используемых в подразделах HD Video, а также ответить на ряд типичных вопросов, возникающих у пользователей. Для тех же, кто хочет более глубоко разобраться в вопросах истории создания и сути HD-технологий и существующих HD-носителей, работе с HD-контентом подготовлены и выложены на форум соответствующие материалы (см. ссылки).

FAQ по HD Video "для чайников"

-Что такое "HD"?
HD (High Definition, высокая четкость) – собирательный термин, которым обозначают аудио- и видео- контент высокого разрешения. Применительно к видео этот термин означает, что разрешение кадра составляет не менее 720 строк прогрессивной развертки (720р), либо 1080 строк чересстрочной (1080i) или прогрессивной (1080p) развертки. HD-конент может быть передан посредством телевизионного вещания и, в этом случае именуется HDTV. Кроме того, в HD-формате записывается материал на дисках Blu-ray и HD DVD и цифровых видеокассетах D-Theater. Со всех указанных источников HD-сигнала могут быть сделаны рипы и ремуксы.
Термины "HD ready" и "HD ready 1080p" используются для обозначения возможностей дисплеев отображать сигнал в HD-разрешении (подробнее об этом можно прочитать здесь. Термин "Full HD" — маркетинговое название, введённое компанией Sony в 2007 году для ряда продуктов. Применяется в трансляциях HDTV и в фильмах, записанных на диски Blu-ray и HD-DVD и обозначает разрешение видео 1080 строк по горизонтали. Часто такое обозначение используется на ЖК и плазменных дисплеях, а также на проекторах, что вовсе не эквивалентно "HD ready 1080p", так как устройства с маркировкой "Full HD" могут не соответствовать всем техническим требованиям «HD Ready 1080p», установленными EICTA (Европейская отраслевая ассоциация информационных систем, телекоммуникационных технологий и бытовой электроники). Что касается HD-audio, то, применительно к рассматриваемой тематике, использование этого термина характерно для звуковых дорожек высокого разрешения, имеющихся на дисках Blu-ray и HD DVD, в ремуксах и рипах, а также выкладываемых отдельно от видео на трекере.
На приведенном ниже изображении показано сравнение различных разрешений.

-
Чем отличаются Blu-ray, HD DVD, HDTV и D-Theater?
Blu-ray, Blu-ray Disс (BD) - формат оптического носителя, используемый для записи и хранения цифровых данных с повышенной плотностью, включая видео высокой чёткости. Разрешение видео на таких дисках, как правило, 1080p, за редкими исключениями. Blu-ray (букв. "синий луч») получил своё название от использования для записи и чтения коротковолнового (405 нм) "синего" (технически - сине-фиолетового) лазера. Буква "e" была намеренно исключена из слова «blue», чтобы получить возможность зарегистрировать торговую марку, так как выражение "blue ray" является часто используемым и не может быть зарегистрировано как торговая марка. Однослойный диск Blu-ray может хранить 23,3/25/27 или 33 ГБ, двухслойный диск может вместить 46,6/50/54 или 66 ГБ. Подробнее о Blu-ray можно прочитать здесь. HD DVD - High-Density DVD (DVD высокой ёмкости) — формат оптического носителя, используемый для записи и хранения цифровых данных с повышенной плотностью, включая видео высокой чёткости. HD DVD (как и Blu-ray Disc) использует диски стандартного размера (120 миллиметров в диаметре) и сине-фиолетовый лазер с длиной волны 405 нм. Однослойный диск HD DVD имеет ёмкость 15 Гб, двухслойный — 30 Гб. Качество аудио и видео материала, записанного на HD DVD, практически не отличается от Blu-ray. С 2006 года и до начала 2008 года многие крупнейшие киностудии, которые изначально поддерживали HD DVD, постепенно перешли на Blu-ray. Warner Brothers, последняя компания, выпускавшая свою продукцию в обоих форматах, отказалась от использования HD DVD в январе 2008 года. 19 февраля того же года Toshiba, создатель формата, прекратила разработки в области HD DVD. Это событие положило конец так называемой «войне форматов». Подробнее об HD DVD можно прочитать здесь. HDTV (англ. High-Definition Television) - телевидение высокой чёткости, новый стандарт цифрового телевидения, который обеспечивает намного лучшее качество изображения по сравнению с существующими аналоговыми и цифровыми ТВ-стандартами. Почти во всех традиционных форматах эфирного телевидения соотношение сторон картинки составляет 4:3, а в стандарте HDTV соотношение сторон картинки составляет 16:9. HDTV поддерживает видео с прогрессивной разверткой до 60 кадров в секунду в то время, как стандартное телевидение поддерживает только 25/30 кадров в секунду (или 50/60 полукадров в секунду для чересстрочной развертки). Часто на видео с HDTV-вещания может быть логотип канала. Качество зависит от канала и параметров вещания, но, чаще всего, оно ниже, чем на Blu-ray и HD DVD ввиду более высокого сжатия. Часто любое видео формата HD неправильно называют HDTV. Подробнее об HDTV можно прочитать здесь. D-Theater. Логотипом с этим наименованием маркировались продававшиеся в 2002 году в США цифровые видеокассеты (D-VHS) с записью в стандартах 720p и 1080i и, как минимум, одной звуковой дорожкой в формате Dolby Digital, реже - DTS. Были совместимы только со специальными видеомагнитофонами. Качество видео на них было достаточно высоким (по сравнению с VHS и DVD), но громоздкость и высокая стоимость видеомагнитофонов для их проигрывания, да и самих кассет не обеспечили формату популярности. В виду подверженности пленки механическим повреждениям и размагничиванию для цифровых видеокассет были характерны типичные дефекты изображения и звука.-Что такое "контейнер"?
Термин "контейнер" является общеупотребительным сокращенным вариантом понятия "медиаконтейнер". Медиаконтейнер — формат файла или потоковый формат, чьи спецификации определяют только способ сохранения данных. Контейнер хранит данные и информацию о том, как данные будут сохраняться непосредственно внутри файла. В случае фильмов контейнер должен не только сохранять видео- и аудиопоток, но и при воспроизведении обеспечивать их синхронизацию. Также в контейнере может сохраняться несколько однотипных потоков, например фильм (видео-поток) с несколькими звуковыми дорожками (аудиопотоками) и субтитрами (текстовыми потоками). В большинстве контейнерных форматов каждая составная часть контейнера в последовательности имеет свой заголовок (header). Для HD-видео используются самые разнообразные контейнеры. Наиболее распространенные из них: MKV (Matröşka, Матрёшка), M2TS (MPEG-2 transport stream), MP4 (MPEG-4 Part 14), AVI (Audio Video Interleave). Контейнер MKV является наиболее универсальным и популярным, он может содержать любое количество аудио и видео материала, главы, субтитры, постеры, тексты, комментарии, описания и проч. Для работы с контейнером MKV предназначен, прежде всего, программный пакет MKVToolnix и утилита mkvMerge в ее составе, позволяющая создавать и редактировать "матрешку" (в частности, удалять и добавлять видео-потоки, звуковые дорожки, субтитры и главы). Утилита mkvExtract позволяет извлекать указанный контент из контейнера MKV. Более подробно о работе с контейнерами можно прочитать здесь.-Чем отличаются рип и ремукс?
Ремукс (Remux) - принятый в сфере видеокодирования термин, означающий перекомпоновку содержимого медиаконтейнера. Его важной особенностью является отсутствие перекодировки (сохранение исходного качества) основных элементарных потоков (видео- и аудиопотока) с Blu-ray, HD DVD или HDTV. Заменяется лишь медиаконтейнер, также могут добавляться или удаляться субтитры, главы (chapters, "чаптеры"), аудиопотоки (звуковые дорожки) и прочие второстепенные (по отношению к фильму) данные. Смысл ремуксов в том, чтобы уменьшить размер без деградации качества видео. Рип (Rip) - совокупность -аудио и –видео информации, извлеченной в результате риппинга (от англ. ripping, отрывать) с какого-либо носителя в файл. Основная цель риппинга — превращение неудобного в хранении и передаче материала в файл меньшего размера. Чаще всего при риппинге данные из исходного формата конвертируются в другой, обеспечивающий более высокую степень сжатия. В подразделах HD Video раздаются BDRip, HDDVDRip, HDTVRip, DTheaterRip в высоком разрешении (720p, 1080p). Делается рип для того, чтобы уменьшить размер материала за счет удаления дополнительных материалов, рекламы, меню, и, что самое главное, сжатия контента, в том числе за счет использования другого формата, позволяющего использовать более высокую степень сжатия (обычно - x.264) и контейнера (чаще всего - MKV). Степень потери качества зависит от поставленных задач (энкод под определенный размер или безотносительно к нему) и мастерства автора рипа. В идеале риппер должен стремиться к тому, чтобы при имеющихся технических возможностях сделать рип максимально близким к оригиналу при минимальном размере.-Когда на трекере появится рип/ремукс?Рипы и ремуксы появляются обычно на трекере после выпуска исходника для них, т.е. дисков Blu-ray или HD DVD. Качественные рипы и ремуксы обычно появляются на трекере не раньше одной-двух недель после выхода диска на рынок и появления его образа в интернете. Даты официального выпуска дисков Blu-ray можно узнать на сайте www.blu-ray.com. Однако часто сцен-рипы (реже - ремуксы) могут появиться в интернете (в том числе и на нашем трекере) до официального выхода BD на рынок. Особенно это характерно для новых популярных фильмов. Причина проста – "вынос" рабочих копий сотрудниками кинокомпании или фирмы-издателя с последующим распространением в интернете.-Какие форматы звука используются в HD-релизах?
HD DVD и Blu-ray, рипы и ремуксы характеризуются наличием звуковых дорожек более высокого качества, чем на DVD. Это стало возможно как за счет применения новых аудиоформатов ("HD-форматы" звука - Dolby TrueHD, DTS-HD, высокобитрейтный PCM), так и применения традиционных форматов (LPCM, Dolby Digital и DTS), но с более высоким битрейтом. Рассмотрим разновидности используемых в НD-релизах аудиоформатов.
PCM (LPCM) — стандартный формат для несжатого аудиопотока. Может иметь от одного до восьми (7.1) независимых каналов, разрядность до 32 бит (типовые значения 16 и 24 бит) и частоту дискретизации до 192 KГц (типовые значения 44.1 для музыки и 48 для видео).
Dolby Digital, нередко называемый AC3 или просто DD, является наиболее популярным форматом многоканального звука, поскольку в свое время стал основным для формата DVD-Video. Спецификация Dolby Digital подразумевает максимальное число каналов, равное шести. Из них пять — полнодиапазонные, для основных колонок, а один — вспомогательный низкочастотный (канал сабвуфера). Для сжатия аудиоинформации применяется эффективный алгоритм кодирования АС3, однако ввиду невысокого битрейта на музыкальных программах, записанных в этом формате, слишком заметны огрехи компрессии. Дальнейшим развитием Dolby Digital стал Dolby Digital Surround EX, обеспечивающий поддержку 6.1 - канального звука. Получение дополнительного канала (тылового центра) происходит матричным путем — примерно как в Dolby Pro Logic, то есть на стадии декодирования вычленяется из двух тыловых.
Dolby Digital Plus - существенно более поздняя разработка, обеспечивающая полноценное звучание 7.1, где все каналы являются независимыми. Благодаря увеличению битрейта и разрядности потока качество звука заметно повысилось. Именно Dolby Digital Plus стал базовым для Blu-ray и HD DVD.
Dolby TrueHD - наиболее совершенный аудиофромат лаборатории Dolby, который стал доступен лишь с появлением Blu-ray и HD DVD. Он обеспечивает качество уровня студийной фонограммы.
DTS (Digital Theater System) - конкурирующий с Dolby Digital формат. Качество звука здесь выше за счет более высокого битрейта и другого алгоритма кодирования аудиоданных. DTS хоть и является более предпочтительным для хранения многоканальной музыки, с современными аудиоформатами высокого разрешения конкурировать не может. А для кинотеатральных нужд его возможностей вполне достаточно. Дальнейшее развитие формата привело к появлению DTS-ES. В версии DTS-ES Matrix применяется технология аналогового (матричного) кодирования сигнала дополнительного тылового центра в двух основных тыловых каналах. Версия DTS-ES Discrete подразумевает семь (6.1) независимых каналов.
DTS-HD High Resolution Audio (HRA). Этот алгоритм кодирования уместно соотносить с Dolby Digital Plus. В сравнении с традиционными DTS и DTS-ES новый DTS-HD обладает существенно большим потенциалом по части передачи звуковых нюансов. Такого качества звука достаточно для озвучивания подавляющего большинства кинофильмов, даже если говорить об использовании аппаратуры самого высокого класса. Вполне комфортно слушать и многоканальную музыку. Впрочем, для хранения последней идеальным является нижеследующий формат.
DTS-HD Master Audio (MA). DTS-HD Master Audio обеспечивает побитовое совпадение фонограммы, содержащейся на диске Blu-ray или HD DVD, и студийного варианта. Не удивительно: ведь здесь, как и в Dolby TrueHD, используется алгоритм кодирования без потерь (lossless).
FLAC (Free Lossless Audio Codec) . Представляет собой алгоритм сжатия звука без потерь. Поддерживает до восьми (7.1) каналов, разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 KГц. Пока не встречается на официальных носителях, но приобретает всё большую популярность и уже поддерживается некоторыми производителями аппаратуры (HD-медиаплеерами, AV-ресиверами).
В ремуксах часто используются как дорожки повышенного качества (DD Plus, True HD, DTS-HD HRA, DTS-HD MA, PCM), так традиционные форматы звука, но, чаще всего, с повышенным битрейтом (640 кб/сек для DD и 1536 кб/сек для DTS). Однако и в полных копиях BD и HD DVD и в ремуксах могут использоваться обычные DD и DTS, извлеченные с DVD, по разным причинам (отсутствие на изданных BD и HD DVD переводных дорожек в улучшенных форматах, отсутствие или невозможность извлечения "чистого перевода" и наложения его на оригинал, нецелесообразность использования в определенных случаях - комментарии создателей фильма, дополнительные материалы и проч.). В рипах принято использовать традиционные форматы звука DTS и DD, часто - с повышенным битрейтом. Для рипов музыкальных программ характерно использование также и PCM-дорожек.
-Что означают термины "AR", "OAR"?
Aspect Ratio (AR) - соотношение сторон экрана или соотношение ширины и высоты кадра. Основные типы AR, используемые на HD-релизах, соответствуют тем форматам, в которых фильмы идут в кинотеатрах и на ТВ:
1,33:1 = 4:3
1,43:1=3:2
1,78:1 = 16:9
1,85:1
2,35 (2,39 / 2,40):1=21:9

Для HDTV (как и для современных плазменных и ЖК телевизоров) стандартом является AR, равное 16:9. AR применительно к кинофильмам, в идеале, должен быть таким, каким он задуман режиссером для показа фильма в кинотеатрах. В таком случае в описании релиза можно встретить обозначение "OAR" (Original Aspect Ratio). Более подробно о соотношении сторон экрана можно прочитать здесь.
-Почему по HDTV фильм транслировался на полный экран (16:9), а на Blu-ray (HD DVD) картинка обрезана?Для HDTV-трансляций часто используется неофициальная, так называемая Open Matte-версия фильма, полученная сканированием кинопленки таким образом, что размерность кадра получается иной, чем задумано режиссером. Это делается для адаптации изображения к стандартному для HDTV вешания AR (16:9). На приведенном изображении видно отличие OAR (желтая рамка) от Open Matte (красная рамка). В версиях фильмов, записанных в Open Matte (OM), иногда можно увидеть свисающие сверху кадра микрофоны, так как по замыслу режиссера соответствующие (служебные) области кадра не должны быть видны зрителю. На Blu-ray и HD DVD, за редким исключением, записываются официальные версии фильмов в OAR-кадрировании.
OM-версии следует отличать от так называемых пансканированных версий (от "Pan and Scan"), которые получают увеличением и обрезкой изображения до размерности конечного устройства воспроизведения (4:3/16:9). При этом кадр может перемещаться (панорамироваться) и/или масштабироваться для, того, чтобы при обрезке в него попали наиболее важные с точки зрения режиссера области кадра.Очень часто по ТВ можно увидеть криво пансканированные версии фильмов, где широкоэкранная версия просто обрезалась по бокам до соотношения 4:3, что приводит к эффекту "разговаривающих носов".Вот наглядный пример анализируемых технологий. Джеймс Кэмерон снял "Terminator 2: Judgment Day" на кинопленку Super 35. После этого из этого исходника необходимо получить широкоформатную (2.35:1) версию для кинопроката и специальную пансканированную (1,33:1) для ТВ и VHS. В кадр с оригинальной кинопленки (по центру) вписаны: красная рамка - это широкоформатное изображение, которое видно оператору, и синияя рамка - пансканированный вариант, в котором картинка больше по вертикали, но меньше по горизонтали. Однако, стоит учесть, что область для пансканирования иногда перемещают по изображению "на лету", чтобы показать объекты, не попадающие одновременно на экран. Иногда режиссер увеличивает какую-то область, чтобы выделить определенный аспект. Слева - кадр из широкоформатной версии, вышедшей на DVD, HD DVD и Blu-ray, а справа - кадр из пансканированной версии для ТВ и VHS.
Иногда на разных изданиях одного фильма на Blu-ray (например, в разных регионах) размерность изображения может отличаться. Безусловно, в общем случае предпочтительнее OAR-версии, но бывают и такие исключения, как на нижеприведенном примере :)RU (OM)......................vs......................US (OAR)
-Почему на моем мониторе/телевизоре при проигрывании HD-видео остаются черные полосы?"Черные полосы" на экране телевизора или монитора возникают при несовпадении AR самого телевизора/монитора и просматриваемого на нем контента. Они возникают как при просмотре широкоэкранного фильма на традиционном телевизоре с размерностью экрана 4:3 (1,33:1), так и на широкоэкранном (16:9/16:10) дисплее, если просматриваемый фильм имеет другое соотношение сторон кадра. Например, при просмотре на телевизоре 4:3 фильма с AR 21:9, само изображение будет занимать едва ли ни треть экрана. На широкоэкранном дисплее (мониторе, ЖК, плазме) – наоборот, фильмы, записанные в "широком формате" будут занимать большую часть экрана, тогда как контент в размерности 4:3 будет отображаться с «черными полосами» по бокам. Чаще всего для современных кинофильмов OAR составляет 2.35:1 или иначе 21:9 (Panavision) и, следовательно, не совпадает c соотношением сторон ни широкоэкранных телевизоров (16:9), ни компьютерных мониторов (16:10).
При переносе фильма на Blu-ray для издателя возникает дилемма - либо обрезать кадр по бокам (чтобы получить аспект 16:9 с картинкой на весь экран телевизора), либо напротив - оставить всю ширину кадра, добавив сверху и снизу черные бордюры (чтобы также придти к стандартным 16:9). Стоит ли говорить, что второй способ является более предпочтительным, так как при этом сохраняется вся визуальная информация, и мы видим фильм так, как это было задумано режиссёром. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
-Почему в заголовке релиза указано "720р", "1080р", а на самом деле разрешение видео меньше этих значений?По стандартам HDTV и HD Ready разрешение кадра должно составлять для 1080i/р - 1920x1080, для 720р - 1280х720. Как мы уже выяснили, для записи на диски Blu-ray и HD DVD, а также для трансляции по HDTV к картинке при необходимости сверху/снизу (реже справа/слева для AR 1.66:1, например) добавляют чёрные полосы ("бордюры") для приведения к стандарту (16:9). Однако часто в HD-рипах можно встретить видео, обозначающееся как 1080р и 720р, при фактическом разрешении кадра, отличающемся от стандарта (например, 1920х800 или 1280х544). Это не ошибка релизера, а результат отрезания ("кропа") бордюров в видео, записанном в AR, отличном от 16:9. Это делается для того, чтобы битрейт расходовался на действительно полезную информацию, а также для того, чтобы избежать падения качества изображения на границах бордюров и "полезного" изображения. На визуальное восприятие фильма кроп бордюров не влияет, т.к. при воспроизведении совместимый плеер должен сам достраивать картинку до стандарта, добавляя отсутствующие бордюры.-Что такое развертка изображения?Развертка изображения – это способ записи, хранения и трансляции видео. Развертка бывает двух типов – чересстрочная и прогрессивная.
Чересстрочная развертка обозначается буквой "i" (interlaced scan). При этом каждый кадр разбивается на два полукадра (или поля), составленные из строк, выбранных через одну. В телевидении сначала передаются все нечётные, а затем все чётные строки. При этом уменьшается поток (следовательно, и размер файла), но в движении может быть виден "эффект гребенки" ввиду некачественного аппаратного или программного деинтерлейсинга либо в результате ошибки последовательности полей. Частота обновления - 50 или 60 полукадров в секунду.
Прогрессивная (построчная) развертка обозначается буквой "p" (progressive scan), кадр здесь передается и формируется целиком, т.е. все строки каждого кадра отображаются последовательно. При этом картинка в движении не искажается. Для видео, записанного в прогрессивной развертке, поток увеличивается в 2 раза по сравнению с чересстрочной разверткой. Частота - 24, 25, 30, 60 полных кадров в секунду.
-В "шапке" релиза указаны какие-то странные аббревиатуры - ESiR, WiKi, CHD, CtrlHD, DON и др.
Что это означает?
Это наименования так называемых релиз-групп. Этим термином принято обозначать группу лиц, осуществляющих подготовку релизов HD-контента. Подготовка релиза может включать извлечение/пересборку материала с дисков Blu-ray, HD DVD, HDTV, сжатие видео (изготовление рипа), наложение перевода, синхронизацию аудиодорожек с видеорядом, подготовку и синхронизацию субтитров, глав, сведение материала в контейнер и выкладывание его на торрент-трекерах и в файлообменных сетях. Указание на конкретную релиз-группу преследует несколько целей. Во-первых, указание авторства релиза является мерой приличия на трекере. Во-вторых, релиз-группы, активно участвующие в подготовке HD-релизов, завоевывают определенную репутацию, и, в таком случае само авторство релиза может служить свидетельством его качества. Все сказанное равным образом относится и к отдельным релизерам, активно выкладывающим собственные авторские релизы.-Что такое "сцена", "сцен-рип", "proper-рип"?"Сцена" (Scene) - это децентрализованное закрытое интернет-сообщество компьютерщиков, хакеров, пиратов и меломанов, сформированное в начале 90х, фактически представляющее собой сеть из гигантского множества серверов, разбросанных по всему миру, с общей базой данных и специальным программным обеспечением. Сцена является первоисточником практически любого программного и медиаконтента, в первую очередь - наиболее свежего. Все, что наиболее популярно и востребовано попадает "на сцену" практически моментально.
"Сцен-группа" - это сценерская релиз-группа, специализирующаяся на изготовлении какого-либо вида контента, в нашем случае - сцен-рипов. Часто термином "сцена" обозначают сами рипы таких групп. Сцен-рипы чаще всего делаются с упрощенными настройками кодирования для быстрого получения результата в ущерб качеству последнего. Такие рипы предназначены, прежде всего, для предварительного ознакомления с материалом (новыми фильмами, недавно вышедшими релизами на Blu-ray и HDTV).
Proper или Repack – это улучшенный релиз HD-контента, сделанный на замену предыдущему (содержащему ошибки в результате кодирования, проблемы со звуком и т.п.)
-Как оценить качество рипа?
Для этого есть несколько способов, которые рекомендуется использовать в сочетании.
Способ №1: Оценка качества рипа по скринам сравнения (если таковые есть в релизе).При этом необходимо обращать внимание на указанный на скриншоте тип кадра (фрейма). Существует три типа кадров. I-фреймы - это кадры, закодированные как неподвижные изображения - без ссылок на другие кадры. Они используются как стартовые. P-фреймы - это кадры, предсказанные из предыдущих I- или P-кадров. И, наконец, B-фреймы – кадры, которые предсказаны из предыдущих и последующих I-,P- или B-фреймов. I-фреймы характеризуются минимальной степенью сжатия и максимальным качеством, но их очень мало в видеоряде, и, следовательно, оценивать по ним качество рипа нельзя. Для этого необходимо использовать P- и B-кадры. Качественным рипом можно назвать тот, где на Р-фреймах не заметно явных потерь детализации по сравнению с соответствующими кадрами исходника. На B-фреймах такие потери неизбежны (при оптимальном, а не «раздутом» битрейте), но должны находиться в разумных пределах и без видимых артефактов сжатия. Что касается сравнения одного рипа с другим, то здесь необходимо соблюдать 3 условия: во-первых, такое сравнение имеет смысл при наличии соответствующих кадров с исходника (!), во-вторых, сравниваться должны кадры одинакового типа, поскольку B-фреймы и P-фреймы сжимаются-по разному (однако, вполне допустимо сравнивать B-фрейм из "нового" рипа с P-фреймом из "старого" рипа, но не наоборот), в-третьих, нужно сравнивать не один кадр, а подборку кадров (не менее 3-х), так как степень компрессии (в особенности на B-фреймах) может отличаться на разных кадрах в зависимости от параметров кодирования и версии энкодера, так что всегда можно найти кадры, которые будут лучше/хуже и какой-то общей картины это не даст. Пример такого сравнения:

Скриншоты сравнения

исходник (слева) vs качественный рип (в центре) vs сцен-рип (справа)


Для желающих научиться самостоятельно делать скриншоты сравнения, рекомендую ознакомиться с этой темой.
Способ №2: Оценка качества на основании данных отчета MediaInfo.Согласно правилам подразделов HD Video при оформлении релиза должен быть выложен отчет программы MediaInfo (MI), который содержит подробные технические характеристики рипа (контейнер, битрейт, количество и типы дорожек и субтитров, главы), в том числе – параметры энкода (сжатия исходника). Например:

Отчет MI

Формат : Matroska
Размер файла : 7,51 ГиБ
Продолжительность : 2 ч. 1 м.
Общий поток : 8809 Кбит/сек
Название фильма : Running.Scared.HD-DVDRip.720p.DXVA[shartm]
Дата кодирования : UTC 2010-09-20 15:29:38
Программа кодирования : mkvmerge v4.2.0 ('No Talking') built on Jul 28 2010 18:38:23
Библиотека кодирования : libebml v1.0.0 + libmatroska v1.0.0
Видео
Идентификатор : 1
Формат : AVC
Формат/Информация : Advanced Video Codec
Профайл формата : [email protected]
Параметры CABAC формата : Да
Параметры ReFrames формата : 8 кадры
Режим смешивания : Container [email protected]
Идентификатор кодека : V_MPEG4/ISO/AVC
Продолжительность : 2 ч. 1 м.
Битрейт : 6178 Кбит/сек
Ширина : 1280 пикс.
Высота : 544 пикс.
Соотношение кадра : 2,35:1
Частота кадров : 23,976 кадр/сек
ColorSpace : YUV
ChromaSubsampling : 4:2:0
BitDepth/String : 8 бит
Тип развёртки : Прогрессивная
Бит/(Пиксели*Кадры) : 0.370
Размер потока : 5,26 ГиБ (70%)
Библиотека кодирования : x264 core 104 r1713 c276662
Настройки программы : cabac=1 / ref=8 / deblock=1:-3:-3 / analyse=0x3:0x113 / me=umh / subme=10 / psy=1 / psy_rd=1.00:0.20 / mixed_ref=1 / me_range=32 / chroma_me=1 / trellis=2 / 8x8dct=1 / cqm=0 / deadzone=21,11 / fast_pskip=0 / chroma_qp_offset=-3 / threads=6 / sliced_threads=0 / nr=0 / decimate=1 / interlaced=0 / constrained_intra=0 / bframes=10 / b_pyramid=2 / b_adapt=2 / b_bias=0 / direct=1 / weightb=1 / open_gop=0 / weightp=2 / keyint=250 / keyint_min=23 / scenecut=40 / intra_refresh=0 / rc_lookahead=40 / rc=crf / mbtree=0 / crf=18.0 / qcomp=0.60 / qpmin=10 / qpmax=51 / qpstep=4 / vbv_maxrate=16500 / vbv_bufsize=16000 / crf_max=0.0 / ip_ratio=1.40 / pb_ratio=1.30 / aq=2:1.00 / nal_hrd=none
Язык : English
Аудио #1
Идентификатор : 2
Формат : DTS
Формат/Информация : Digital Theater Systems
Идентификатор кодека : A_DTS
Продолжительность : 2 ч. 1 м.
Вид битрейта : Постоянный
Битрейт : 755 Кбит/сек
Канал(ы) : 6 канала(ов)
Расположение каналов : Front: L C R, Side: L R, LFE
Частота : 48,0 КГц
BitDepth/String : 24 бит
Размер потока : 658 МиБ (9%)
Заголовок : Russian Dub (R5)
Язык : Russian
Аудио #2
Идентификатор : 3
Формат : DTS
Формат/Информация : Digital Theater Systems
Идентификатор кодека : A_DTS
Продолжительность : 2 ч. 1 м.
Вид битрейта : Постоянный
Битрейт : 1510 Кбит/сек
Канал(ы) : 6 канала(ов)
Расположение каналов : Front: L C R, Side: L R, LFE
Частота : 48,0 КГц
BitDepth/String : 16 бит
Размер потока : 1,29 ГиБ (17%)
Заголовок : English
Язык : English
Аудио #3
Идентификатор : 4
Формат : AC-3
Формат/Информация : Audio Coding 3
Format_Settings_ModeExtension : CM (complete main)
Идентификатор кодека : A_AC3
Продолжительность : 2 ч. 1 м.
Вид битрейта : Постоянный
Битрейт : 192 Кбит/сек
Канал(ы) : 2 канала(ов)
Расположение каналов : Front: L R
Частота : 48,0 КГц
BitDepth/String : 16 бит
Размер потока : 168 МиБ (2%)
Заголовок : English.Commentary
Язык : English
Текст #1
Идентификатор : 5
Формат : UTF-8
Идентификатор кодека : S_TEXT/UTF8
Идентификатор кодека/Информация : UTF-8 Plain Text
Заголовок : English
Язык : English
Текст #2
Идентификатор : 6
Формат : UTF-8
Идентификатор кодека : S_TEXT/UTF8
Идентификатор кодека/Информация : UTF-8 Plain Text
Заголовок : Russian
Язык : Russian
Меню
00:00:00.000 : ru:Плохая сделка
00:05:29.000 : ru:Простая задача
00:10:00.000 : ru:Тайник
00:12:48.000 : ru:"Дюк останется жив"
00:19:49.000 : ru:Семейный спор
00:25:07.000 : ru:Возмещение ущерба
00:30:56.000 : ru:Темная сторона
00:33:58.000 : ru:Плохой сутенер
00:37:37.000 : ru:Время заключать сделку
00:44:54.000 : ru:Игра в прятки
00:52:00.000 : ru:Жажда истины
00:59:07.505 : ru:Отец и сын
01:03:09.206 : ru:Игровая комната
01:11:36.540 : ru:Материнский инстинкт
01:19:10.140 : ru:Серьезный разговор
01:26:11.000 : ru:"Никто никого не знает"
01:30:45.175 : ru:Разборка на льду
01:43:23.009 : ru:Домой
01:46:11.509 : ru:Участь сутенера
01:49:25.009 : ru:Семья
01:54:07.000 : ru:Финальные титры
bme=>9
b_adapt=2
Рипы с параметрами ниже указанных, чаще всего, являются сцен-рипами.
КПолужирным шрифтом выделены параметры кодирования, необходимые для оценки качества рипа. Задачей данного FAQ не является разъяснение всех технических понятий и тонкостей энкода HD-видео, но можно отметить те параметры, на которые стоит обращать внимание в первую очередь.ref=>4
me=umh (esa/tesa)
К сожалению, в некоторых релизах может отсутствовать отчет MI, однако оценить качество рипа можно, не скачивая его целиком. Для этого можно скачать всего пару мегабайт из торрента (в настройках торрент-клиента uTorrent, во вкладке Advanced («Дополнительно») необходимо указать значение «true» для параметра bt.prio_first_last_piece) и для скачанного фрагмента с помощью MediaInfo можно будет сделать отчет самостоятельно.
Помимо указанных параметров наиболее существенно влияет на качество рипа использованный битрейт (bit rate, - скорость прохождения битов информации, выражается битами в секунду (бит/c, bps), а также производными величинами с приставками кило- (кбит/с, kbit/s, kbps), мега- (Мбит/с, Mbit/s, Mbps) и т. д.). Однако сам по себе факт того, что в рипе "А" битрейт больше, чем в рипе "Б" вовсе не означает, что рип "А" - более качественный. Битрейт должен быть оптимальным. Определить это можно по логу кодирования.

Способ №3: Оценка качества на основании лога (отчета) кодирования.Для рипов, сделанных самими релизерами, в правилах подразделов HD Video рекомендовано выкладывать лог (отчет) кодирования. Он выглядит следующим образом:

x264 log

-[NoImage] raw [info]: 1280x544p 1:1 @ 24000/1001 fps (cfr)
-[NoImage] x264 [info]: using SAR=1/1
-[NoImage] x264 [info]: using cpu capabilities: MMX2 SSE2Fast FastShuffle SSEMisalign LZCNT
-[NoImage] x264 [info]: profile High, level 4.1
-[NoImage]
-[NoImage] x264 [info]: frame I:1149 Avg QP:17.07 size: 92792 PSNR Mean Y:46.77 U:50.91 V:51.26 Avg:47.76 Global:47.04
-[NoImage] x264 [info]: frame P:39846 Avg QP:18.36 size: 51040 PSNR Mean Y:45.88 U:50.48 V:50.71 Avg:46.86 Global:45.79
-[NoImage] x264 [info]: frame B:133905 Avg QP:20.85 size: 27450 PSNR Mean Y:43.67 U:49.26 V:49.70 Avg:44.86 Global:44.09
-[NoImage] x264 [info]: consecutive B-frames: 2.1% 3.3% 5.5% 31.5% 9.3% 39.3% 2.3% 4.4% 0.5% 1.6% 0.2%
-[NoImage] x264 [info]: mb I I16..4: 20.0% 64.1% 15.9%
-[NoImage] x264 [info]: mb P I16..4: 5.5% 24.3% 3.6% P16..4: 25.9% 20.5% 10.9% 0.0% 0.0% skip: 9.3%
-[NoImage] x264 [info]: mb B I16..4: 0.3% 4.7% 0.4% B16..8: 36.3% 14.1% 3.9% direct:12.5% skip:27.7% L0:39.9% L1:40.0% BI:20.1%
-[NoImage] x264 [info]: 8x8 transform intra:77.0% inter:52.9%
-[NoImage] x264 [info]: coded y,uvDC,uvAC intra: 90.8% 77.2% 53.5% inter: 43.2% 27.3% 5.3%
-[NoImage] x264 [info]: i16 v,h,dc,p: 26% 6% 27% 41%
-[NoImage] x264 [info]: i8 v,h,dc,ddl,ddr,vr,hd,vl,hu: 11% 10% 14% 8% 11% 11% 11% 11% 13%
-[NoImage] x264 [info]: i4 v,h,dc,ddl,ddr,vr,hd,vl,hu: 10% 8% 6% 9% 15% 13% 13% 12% 14%
-[NoImage] x264 [info]: i8c dc,h,v,p: 40% 23% 19% 17%
-[NoImage] x264 [info]: Weighted P-Frames: Y:4.3%
-[NoImage] x264 [info]: ref P L0: 44.8% 9.5% 18.8% 8.5% 6.2% 4.9% 4.0% 2.8% 0.3% 0.0%
-[NoImage] x264 [info]: ref B L0: 75.1% 12.0% 6.0% 3.0% 2.2% 1.2% 0.5%
-[NoImage] x264 [info]: ref B L1: 92.5% 7.5%
Для оценки качества рипа главное значение имеют параметры, выделенные полужирным шрифтом. Значение QP на B-фреймах в качественном рипе, созданном с помощью современной версии энкодера x.264 и с использованием оптимального битрейта, не должно превышать 21, однако, в зависимости от особенностей исходника, это значение может варьироваться как в меньшую (фильмы с "чистой" картинкой и богатыми на полутона слабоосвещенными сценами), так и в большую (мультипликация, фильмы с преимущественно яркими сценами и сильным пленочным «зерном») сторону. На P-фреймах значение QP также может колебаться в диапазоне 16-20. Тем не менее, анализ лога кодирования сам по себе не может гарантировать качества рипа и его оценка должна проводиться в совокупности с данными отчета MediaInfo и скриншотами сравнения.-Какой рип качественнее - 1080р или 720р?Вопреки расхожему мнению о том, что 1080р-рипы всегда качественнее 720р-рипов, качество рипа определяется, в первую очередь, степенью потерь детализации, что зависит не столько от разрешения, сколько от оптимальности выбранных параметров кодирования. Высокое разрешение вовсе не означает высокую четкость. На практике наиболее визуально близкий по отношению к исходнику 1080p-рип не будет по размеру радикально меньше ремукса, а качественный 720p-рип при условии качественного программного или аппаратного апскейлинга (увеличения разрешения) до 1080р (при выводе на соответствующий дисплей) отличить от оригинала довольно сложно. Отсюда целесообразность существования 1080р-рипов часто подвергается сомнению. На приведенной таблице показана зависимость между расстоянием просмотра и оптимальным для него разрешением видео. Кроме того, нужно иметь в виду, что рекомендуемое стандартом THX расстояние до экрана довольно трудно соблюсти в реальном домашнем кинотеатре ввиду необходимости обеспечить оптимальное расстояние до фронтальной акустики (2-2,5 м. и более в зависимости от размера помещения и др. факторов (правило "акустического треугольника" и т.п.).-В заголовке релиза указано "DVD5/DVD9", но почему записанный на DVD-"болванку" рип не проигрывается на моем DVD-плеере?В заголовке релиза часто используются термины "DVD5" и "DVD9" для указания на то, что размер рипа (со всеми или некоторыми аудиодорожками) позволяет записать его на диск DVD+/-R/RW соответствующего размера (DVD-5 - 4,7 Гб, DVD-9 - 8,5 Гб). Однако это вовсе не означает возможности его проигрывания на обычном DVD-плеере, т.к. HD-контент (рип), записанный на оптический носитель DVD+/-R/RW, не превращается в диск DVD-video с его стандартным разрешением видеопотока (в PAL - 720х576, в NTSC — 720х480), соответствующими энкодером (MPEG-2), форматом файлов и структурой папок. DVD-video раздаются в других разделах трекера. Для проигрывания HD-контента нужно использовать компьютер или специально предназначенные для этого бытовые проигрыватели.-Как узнать, поместится ли рип на диск DVD5/DVD9?Для того, чтобы выяснить, можно ли записать рип (со всеми или некоторыми аудиодорожками) на диск DVD+/-R/RW соответствующего размера необходимо воспользоваться утилитой MediaInfo (MI), отчёт которой включен в описание большинства раздач на трекере. В отчете MediaInfo вы увидите, во-первых, общую информацию о файле (название файла, тип контейнера, общий размер и продолжительность и др.), а также информацию по каждому из аудио и видео потоков, в т.ч. и занимаемый ими размер как в абсолютном значении, так и в процентном относительно размера файла в целом. Таким образом, если общий размер файла превышает размер нужной "болванки" только за счет аудиодорожек, несложно вычислить, какие дорожки можно оставить в контейнере, для того, чтобы файл уместился на диск DVD5/DVD9. Для того, чтобы удалить или добавить нужные дорожки необходимо воспользоваться утилитой mkvMerge в составе программного пакета MKVToolnix. Более подробно о работе с контейнерами можно прочитать здесь.-Что такое "DXVA"?DXVA (DirectX Video Acceleration) - дословно переводится как "ускорение видео с помощью DirectX". DirectX представляет собой интерфейс программирования приложений (API), разработанный корпорацией Microsoft, и предназначенный для обработки видео преимущественно силами графических процессоров (GPU) видеокарт. DXVA-совместимость применительно к HD-видео, таким образом, означает соответствие контента определенным требованиям, обеспечивающим возможность проигрывания HD-видео на компьютере, используя аппаратное декодирование средствами видеокарты. Это позволяет использовать компьютер даже со сравнительно маломощным центральным процессором (CPU). Проверить DXVA-возможности видеокарты можно с помощью бесплатной программы DXVA Checker. Определить, соответствует ли рип требованиям DXVA, можно с помощью специальной программы-калькулятора. О том, как правильно настроить программное обеспечение для проигрывания HD Video на компьютере можно прочитать здесь.-Будет ли проигрываться HD Video на моем проигрывателе?Соответствие HD-материала определенным требованиям, гарантирующим возможность его проигрывания на аппаратуре различного типа именуется аппаратной совместимостью.
Диски Blu-ray (и, соответственно, их копии, скачанные с трекера и записанные на BD-R/RE) изготавливаются в соответствии с установленными стандартами и проигрываются как на стационарных ("железных") плеерах (при условии своевременного обновления "прошивки" (firmware)), так и на компьютерах, обладающих необходимой конфигурацией (рекомендую использовать программу ArcSoft TotalMedia Theatre).
Ремуксы по сути отвечают тем же требованиям, что и полные копии Blu-ray дисков, но возможность их проигрывания на конкретном оборудовании зависит от используемого контейнера. Так, для проигрывания ремуксов на большинстве бытовых BD-плеров, его необходимо записать на диск BD-R/RE в файловой системе UDF 2.50/2.60 и стандартной структуре папок и файлов Blu-ray, которую можно создать используя, в частности, бесплатную программу tsMuxeR. Необходимо иметь в виду, что копии (образы) дисков и ремуксы, записанные на жесткий диск могут быть проиграны далеко не на любом "железном" плеере.
Что касается рипов, то здесь на первый план выходит DXVA-совместимость, позволяющая смотреть их на компьютерах средствами GPU видеокарты. Популярным решением являются также сетевые HD-медиаплееры (HD Networked Media Player), позволяющие проигрывать большинство форматов видео высокого разрешения, записанных на различных носителях, а также используя локальную сеть и интернет. Практически все современные HD-медиаплееры могут проигрывать DXVA-совместимые рипы. Большинство моделей оснащаются встроенным жестким диском (HDD), а некоторые – приводом Blu-ray. Для проигрывания рипов на бытовых BD-плеерах не существует каких-либо единых требований, т.к. производители плееров обеспечивают разные возможности даже в рамках своего модельного ряда – от полной невозможности проигрывания рипов до обеспечения их самой широкой поддержки на различных носителях.
-Почему на моем плеере перестали проигрываться новые рипы (и/или ремуксы) в контейнере MKV, хотя раньше таких проблем не было?
Данная проблема возникла в связи с реализацией в программе mkvmerge последних версий функции компрессии заголовков (по умолчанию она теперь включена). Пути решения этой проблемы изложены здесь.-Ответы на другие часто возникающие вопросы о проблемах воспроизведения HD-контента на компьютере (отсутствие/торможение видео/звука/субтитров ; артефакты; включение/отключение/переключение дорожек/субтитров и т.д.)
Ответы на большинство вопросов, связанных с воспроизведением HD-контента на компьютере, вы сможете найти здесь :
FAQ по просмотру AVC
Воспроизведение HD Video (и не только) на современном компе "для чайников"-
Полезные ссылки
-
[Профиль] [ЛС]
Вернуться к началу

admin

Статус: Не в сети

Стаж: 7 лет 1 месяц

Сообщений: 23734

Репутация: 0 [+] [-]

Откуда: Россия

Создавать темы 11-Май-2018 09:47 | #2 (спустя 22 дня)

[Цитировать]

Если у кого то возникнут вопросы по теме,спрашивать и оставлять комментарии можно в этом ФОРУМЕ!
[Профиль] [ЛС]
Вернуться к началу
Показать сообщения:    
Тема закрыта

Текущее время: 22-Ноя 15:12

Часовой пояс: UTC + 3



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы можете скачивать файлы