(Голос, фортепиано / Репертуар вокалиста) Романсы и песни из опер русских и зарубежных композиторов [1940-1941, PDF, RUS]

Reply to topic
 
Author Message

admin ®

Gender: Male

Longevity: 3 years 1 month

Posts: 10097

Post 22-Jul-2018 09:03

[Quote]

Данный сборник является раритетной библиотечной подшивкой,
в которой собраны романсы и песни из опер русских и зарубежных композиторов
для голоса и фортепиано, изданные в 1940-1941 гг.
В связи с этим отсканирована и оформлена одним файлом.Количество страниц: 98
Инструментальная принадлежность: Вокал, фортепиано
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Источник сканов: собственный скан-----Глинка, Михаил Иванович (1804-1857) Романс Антониды
"Не о том скорблю, подруженьки"
Из оперы "Иван Сусанин"
Для голоса с фортепиано (сопрано)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

О произведении

Опера «Иван Сусанин»
Опера была написана в 1836 году. Первое представление состоялось 9 декабря 1836 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Либретто написано бароном Г. Розеном, личным секретарём наследника, весьма посредственным поэтом, к тому же плохо владевшим русским языком. Существует текст С.М. Городецкого для современной постановки оперы под названием «Иван Сусанин».
Опера «Иван Сусанин» – первый в истории мировой музыки образец героической народной музыкальной драмы. В первой постановке называлась «Жизнь за царя». Несомненно воздействие на Глинку «Думы об Иване Сусанине» К.Ф. Рылеева. В основу оперы положено действительное историческое событие– патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года. Москва была тогда уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков еще бродили по русской земле. Чтобы помешать полному освобождению России, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.
«Жизнь за царя» – первая классическая национальная русская опера. В ней Глинка сумел «...народный напев возвысить до трагедии». Ведущий принцип драматургии оперы – ясная обрисовка действующих лиц и сценических ситуаций в законченных оперных номерах. Наряду с этим, композитор последовательно проводит принцип и симфонического развития, выражающийся в постепенной кристаллизации лейттем и «сквозном» проведении этих тем на протяжении оперы. Произведение национально-самобытного искусства, совершеннейшего мастерства, опера «Жизнь за царя» явилась, по выражению П. И. Чайковского, «первой и лучшей русской оперой», которая стала высоким образцом и творческим мерилом для последующих поколений русских оперных композиторов-классиков.
О, Милая дева
Для высокого голоса с фортепиано
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

О произведении

Романс «Rozmova» написан М. И. Глинкой осенью 1849 года, в период второго его пребывания в Варшаве (с середины мая 1849-го по октябрь 1851 года). Созданию романса предшествовали месяцы творческого затишья, обусловленного тяжелым душевным состоянием композитора: «…Мною овладела столь сильная и глубокая хандра, что мне самому перед собой было совестно, — писал он в Петербург В. П. Энгельгардту. Я прибегал ко всем возможным и существующим в Варшаве средствам — к развлечению, доходил до неистовых оргий, и все понапрасну». В конце августа композитор поселился под Варшавой, у полковника М. И. Кубаровского, и вместе с ним стал посещать ресторан Ома, обладавший, по описанию Глинки, «большим и довольно хорошим садом, прекрасной залой, где стоял не совсем дурной рояль и резонанс был превосходный, опрятная кухня и хороший погреб доставляли желающим все способы для приятного препровождения времени». Увлечение младшей дочерью владельца ресторана, шестнадцатилетней Эмилией (в домашнем обиходе — Мици), способствовало улучшению душевного состояния Глинки и явилось, по его собственным словам, стимулом к творчеству: «…Поэтическое чувство к милой Мици возбудило во мне музыкальную деятельность: я написал в течение осени романс «Rozmowa» Мицкевича по-польски и посвятил его Эмилии Ом».
Поэтическую основу для романса — стихотворение А. Мицкевича «Rozmowa» (Разговор) — предложил полковник М. И. Кубаровский, с которым Глинка тесно общался летом и осенью 1849 года, живя у него на квартире под Варшавой. Романс Глинки на стихи великого польского поэта на исходе того же года был напечатан в Варшаве (на средства Глинки). На титульном листе варшавского издания Мицкевич не упомянут: имя польского поэта, сосланного после разгрома общества филоматов в 1825 году в Одессу, на протяжении царствования Николая I находилось под цензурным запретом и стало появляться в печати лишь после смерти российского императора в 1855 году. По возвращении Глинки в Петербург романс «Rozmowa» вышел под названием «О милая дева» с текстом на русском языке (СПб.: М. Бернард, 1852). И в этом издании имя Мицкевича не обозначено; имеется лишь указание – «подражание стихам М…». Эта фигура умолчания имеется и в «билибинской» рукописи романса, подаренной Глинкой в 1852 году певице А. Я. Билибиной и ныне хранящейся в Кабинете рукописей РИИИ.
Если встречусь с тобой
Романс
Слова: А. Кольцов
Для низкого голоса с фортепиано
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

О произведении

Романс посвящен Екатерине Керн
Из дворянского рода Керн. Родилась в семье генерала Е. Ф. Керна и его жены А. П. Керн (известной по роли, которую она играла в жизни Пушкина, посвятившего ей «Я помню чудное мгновенье»). Крестница императора Александра I. Из-за частых ссор, воспитанием Екатерины родители не занимались. Была отдана на воспитание в Смольный институт благородных девиц, который окончила с отличием в 1836 г. Около 3-х лет жила со стариком-отцом, служившим в то время комендантом Смоленска. Затем устроилась на работу в альма-матер на должность классной дамы.
В 1840 состоялась встреча Е. Е. Керн с М. И. Глинкой. Знакомство с композитором переросло в любовь.
Из письма Глинки:
«…мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан (…) и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали. (…) Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей. (…) Чрезвычайно ловко высказал тогдашние мои чувства. (…) Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Всё в жизни контрапункт, то есть противуположность (…) Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла…».
-----Рубинштейн, Антон Григорьевич (1829-1894) Романс "Ночь"
"Мой голос для тебя"
Слова: А. Пушкин
Для голоса с фортепиано (контральто)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

Об авторе

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8 (20) ноября 1894, Петергоф) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.
Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе, а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой композитор жил с 1887 по 1891 годы.
В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названы улица и музыкальная школа.
На доме № 38 в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.
-----Балакирев, Милий Алексеевич (1836-1910) Романс "Так и рвется душа"
Слова: А. Кольцов
Для среднего голоса с фортепиано
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

Об авторе

Милий Балакирев родился в семье Алексея Константиновича Балакирева (1809—1869).В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В 10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра — Карла Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.Окончив Нижегородский дворянский институт (1849—1853), он два года (1853—1855) состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro.В 1855 году Балакирев уехал вместе с Улыбышевым в Петербург, где встретился с М. И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта 1862 года он вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. Рубинштейн пригласил его в московскую консерваторию, однако Балакирев посчитал, что не может занимать место профессора, не имея для того достаточно систематизированных музыкальных знаний, «а всё, что знает, усвоил из музыкального навыка и по догадке»[1].28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и для заработка устроился рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу.В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
-----Римский-Корсаков, Николай Андреевич (1844-1908) Ария Сервилии
"Цветы мои"
Из оперы "Сервилия"
Для голоса с фортепиано (сопрано)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1940
Издательство: МУЗГИЗ, Москва-Ленинград

О произведении

Сервилия — опера в пяти действиях Николая Римского-Корсакова. Либретто написано композитором на основе одноимённой драмы Льва Мея.
Премьера состоялась в Мариинском театре 1 (14) октября 1904 года (дирижёр Феликс Блуменфельд).
Традиционно считается, что «Сервилия» не принадлежит к числу удачных произведений композитора. Это единственная опера Римского-Корсакова, которая ни разу не была записана (за исключением некоторых фрагментов)Действующие лица:
Софроний Тигеллин, префект преторианцев (бас), Тразея Пет, сенатор (тенор), Соран Бареа, сенатор (бас), Паконий Агриппин, сенатор (бас), Гельвидий Приск, сенатор (бас), Монтан (тенор), Валерий Арулен Рустик, народный трибун (тенор), Эгнатий, отпущенник сенатора Сорана (баритон), Фульциний Афер, горожанин (тенор), Авидий Гиспо, горожанин (бас), Цест, горожанин (бас), Велокс, горожанин (бас), Мелла, горожанин (тенор), Старик (бас), Претор (бас), Глашатай (тенор), Центурион (бас), Раб (тенор), Сервилия, дочь сенатора Сорана (сопрано), Антония, кормилица Сервилии (меццо-сопрано), Локуста, волшебница (меццо-сопрано), Неволея, невольница Локусты (сопрано), Призрак (меццо-сопрано), Продавец поленты, мальчик (меццо-сопрано), Девочка-цветочница (сопрано).
Сенаторы, трибуны, жрецы, канефоры, писцы, преторианцы, гладиаторы, музыканты и музыкантши, певцы, плясуньи, рабы, невольницы, прохожие, народ.Действие происходит в Риме в 67 году н. э.
Песня индийского гостя
Из оперы "Садко"
Для голоса с фортепиано (тенор)
Редакция: Народный артист СССР, профессор БЮЛЬБЮЛЬ
Год выпуска: 1940
Издательство: АЗМУЗГИЗ, Баку

О редакторе

Бюль-Бюль (настоящее имя и фамилия — Мартуза Мешади Рза оглы Мамедов) (22.6.1897, м. Ханбагы, около г. Шуши, — 26.9.1961, Баку), азербайджанский советский певец (лирико-драматический тенор) и музыковед-фольклорист, народный артист СССР (1938). Один из основоположников азербайджанского музыкального театра. Творческий путь начал как певец — ханенде: исполнитель азербайджанских мугамов и народных песен (за своё мастерство получил прозвище Бюль-Бюль, по-азербайджански — соловей). С 1920 солист Азербайджанского государственного театра (позже — Театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова). В 1927 окончил Бакинскую консерваторию (класс Н. И. Сперанского) и был направлен совершенствоваться в Милан (Италия). Партии: Кёр-оглы ("Кёр-оглы" Гаджибекова), Ашик-Гариб ("Шахсенем" Глиэра), Саро ("Ануш" Тиграняна), Герцог ("Риголетто" Верди), Каварадосси ("Тоска" Пуччини) и др. Выступал как концертный певец. С 1932 преподаватель, с 1940 профессор Азербайджанской консерватории. Организатор и руководитель Республиканского научно-исследовательского кабинета музыки (1932—44). Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 1—3-го созывов. Государственная премия СССР за исполнение азербайджанских народных песен (1950). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
-----Кюи, Цезарь Антонович (1835-1918) Романс Коснулась я цветка
Посвящено Марии Даниловне Каменской
Слова: В. Немирович-Данченко
Для голоса с фортепиано
Редакция: Народный артист СССР, профессор БЮЛЬБЮЛЬ
Год выпуска: 1941
Издательство: АЗМУЗГИЗ, Баку

Об авторе

Родился 6 января 1835 года в городе Вильнo (современный Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненный в 1812 году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич из небогатой литовской дворянской семьи, преподавал французский язык в местной гимназии. Старший брат Цезаря, Александр (1824—1909), стал впоследствии известным архитектором.В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего семь месяцев.В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в офицеры, с чином прапорщика. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года («6 Польских песен», изданы в Москве, в 1901 г.), но серьёзно развиваться композиторская его деятельность начала лишь после окончания им академии (см. воспоминания товарища Кюи, драматурга В. А. Крылова, «Исторический Вестник», 1894, II). На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова — дуэт «Так и рвется душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Балакиревым (1857), являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советником, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским (1857), Римским-Корсаковым (1861) и Бородиным (1864), а также с Даргомыжским (1857), оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг, ученице Даргомыжского. Ей посвящено оркестровое скерцо F-dur, с главной темой, В, А, В, Е, G (буквы её фамилии) и упорным проведением нот С, С (Cesar Cui) — идея, явно навеянная Шуманом, имевшим вообще большое влияние на Кюи. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества (14 декабря 1859 года) было публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо C-dur и gis-moll и первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский Пленник» (1857—1858), позже переделанной в трёхактную и поставленной в 1883 году на сцене в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в легком жанре «Сын Мандарина» (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично — в Клубе Художников в Петербурге (1878).Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке. В 1896—1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 г. выбран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества.В Харькове именем Цезаря Кюи названа улица.
-----Направник, Эдуард Францевич (1839-1916) Речитатив и романцетта Маши
"Я далеко зашла..."
Из оперы "Дубровский"
Для голоса с фортепиано (сопрано)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

Об авторе

Направник родился в семье небогатого учителя. Рано проявив музыкальные способности, он начал обучаться игре на фортепиано, органе и теоретическим предметам. В 1850 году он поступил в реальное училище в Праге, однако из-за смерти отца в 1854 году ему пришлось начать зарабатывать на жизнь, играя на органе в церкви. Направник совершенствовал своё исполнительское мастерство в органной школе под руководством К. Ф. Пича и Франтишека Блажека, занимался также в фортепианной школе Петра Майдля (1817—1896), с 1855 г. начал преподавать в школе Майдля. Получив таким образом стабильный заработок, Направник начал изучать оркестровку и дирижирование под руководством директора Пражской консерватории Яна Бедржиха Киттля. К этому же времени относятся первые его композиторские опыты.В 1861 году, получив предложение от известного русского мецената князя Юсупова занять место капельмейстера его домашнего оркестра, Направник отправился в Россию, которая с этого времени стала его второй родиной. В 1863 году он был приглашён помощником капельмейстера и органистом Мариинского театра, в 1867 получил место второго капельмейстера, в 1869 — первого (главного дирижёра) и занимал этот пост до самой смерти.С 1869 по 1881 год помимо управления оркестром театра Направник дирижировал симфоническими собраниями Русского музыкального общества, также зачастую становясь первым исполнителем новых сочинений. Он активно занимался композиторской деятельностью, одной из самых известных его работ стала опера «Дубровский», поставленная в 1896 году.За время работы в Мариинском театре Направник продирижировал около трёх тысяч оперных представлений, в том числе премьеры опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского, «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова и многих других.
-----Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович (1859-1935) Песня старого бурша
Из оперы "Ася"
Для голоса с фортепиано (бас)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

Об автора

Родился будущий композитор в Гатчине, близ Петербурга, 7 ноября (19 ноября по новому стилю) 1859 года.Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге (1872—1875), затем в Петербургской консерватории, в которой в 1882 году он закончил класс композиции Н. А. Римского-Корсакова.С 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. В Тифлисе в классе М. М. Иполитова-Иванова начинает свое музыкальное образование польский композитор и педагог Витольд Малишевский. В 1895 году, на основе армянских народных мелодий, записанных им в Нахичевани, композитор создает симфонию «Армянская рапсодия», а в 1933 году он пишет 4 пьесы на армянские народные темы для струнного квартета.С 1893 года по приглашению Чайковского Ипполитов-Иванов — профессор Московской консерватории, а в 1906—1922 годах — её директор. В 1899—1906 годах дирижёр Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, а с 1925 — Большого театра. Под его руководством впервые были исполнены следующие оперы: «Царская невеста», «Кащей Бессмертный» и др.Умер 28 января 1935 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
-----Гендель, Георг Фридрих (1685-1759) Ария из оперы "Альцина"
"Зеленый луг"
Для голоса с фортепиано (мецо-сопрано)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

О произведении

Альцина (итал. Alcina) — опера, написанная на итальянском языке, немецкого композитора Георга Фридриха Генделя в 3-х актах. Опера создана по либретто оперы L’isola di Alcina, поставленной в 1728 году в Риме композитором Риккардо Броски. Гендель приобрёл либретто годом позднее, во время своего путешествия по Италии. Основная сюжетная линия — взята из героической поэмы XVI века «Неистовый Роланд» пера Лудовико Ариосто (также, как и сюжеты ещё двух опер Генделя — «Орландо» и «Ариодант»). По сравнению с оригиналом, сюжет был несколько изменён для лучшего восприятия.
-----Доницетти, Гаэтано (1797-1848) Каватина Альфонса XI
Из оперы "Фаворитка"
Для голоса с фортепиано (баритон)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

О произведении

Фаворитка (фр. La favorite, итал. La favorita) — большая опера в четырёх актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Французское либретто Альфонса Руайе и Гюстава Ваэза по мотивам драмы Бакюлара Д’Арно «Граф де Комменж». Премьера состоялась 2 декабря 1840 года в Париже в Академии музыки.
В опере выведено реальное лицо — любовница короля Кастилии Альфонса XI Леонора Нуньес де Гусман (1310—1351), у которой было десять детей от короля.
Первоначально опера, написанная в 1839 году, носила название «Ангел Низиды» и предназначалась для театра Ренессанс, но театр закрылся. Композитор дописал оперу, придав ей черты французской большой оперы, и изменил название. Либретто было без участия Доницетти переведено на итальянский язык, и опера была представлена в итальянской версии в 1842 году в Падуе под названием «Леонора Гусман», в 1843 в Милане в Ла Скала под названием «Эльда». В дальнейшем итальянская версия оперы исполнялась под названием «Фаворитка» и утвердилась в репертуарах более чем оригинальная французская.
-----Тома, Амбруаз (1811-1896) Романс Вильгельма
Из оперы "Миньона"
Для голоса с фортепиано (тенор)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1940
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

Об авторе

Амбруаз Тома (Ambroise Thomas) (5.08.1811, Мец - 12.02.1896, Париж) - французский композитор. Сын учителя музыки. Окончил Парижскую консерваторию, где занимался у Ф. Калькбреннера, П. Циммермана (фортепиано) и Лесюера (композиция). В 1832 году получил Римскую премию за кантату "Герман и Кетти". После трехлетнего пребывания в Риме Тома около года жил в Вене и в 1836 году возвратился в Париж, где посвятил себя сочинению опер. С 1837 года произведения Тома регулярно шли на парижской сцене. Его первой оперой была одноактная "Двойная лестница" по комедии Э. Скриба (пост. 1837). Сюжет следующей оперы Тома "Парикмахер регентства" (пост. 1838) был связан с русской историей (действие оперы происходит в России в 18 веке). Первые 8 опер Тома прошли с посредственным успехом. Но его две последующие комические оперы - "Кади" из восточной жизни (пост. 1849) и "Сон в летнюю ночь" по комедии Шекспира (пост. 1850) - сделали имя композитора широкоизвестным не только во Франции, но и далеко за ее пределами. В 1851 году Тома был избран членом Института Франции, а в следующем году был приглашен профессором композиции Парижской консерватории (в числе его учеников - Жюль Массне); с 1871 года - директор консерватории. Амбруаз Тома продолжает писать комические оперы в традициях французской оперной школы того времени. В 1859 году в Париже с небывалым успехом была поставлена опера Гуно "Фауст". Под впечатлением этого спектакля Тома, обратившись также к гётевскому произведению "Годы учения Вильгельма Мейстера", создал лирическую оперу "Миньон" (пост. 1866). Парижане восторженно приняли спектакль, и вскоре "Миньон" утвердилась в репертуаре многих оперных театров мира. Наряду с "Фаустом" эта опера выдерживает наибольшее количество представлений в Париже. Успешно прошла и постановка следующей оперы Тома "Гамлет" (1868). После смерти Амбруаза Тома его произведения все реже исполняются; сейчас лишь одна "Миньон" идет на некоторых сценах. Неглубокий талант Тома, последователя творца французской лирической оперы Ш. Гуно, явно не соответствовал сюжетам Шекспира, Гёте, Данте, в которых композитора интересовали лишь любовные переживания героев. Характерны для Тома и счастливые развязки его опер "Миньон", "Гамлет" и др. К достоинствам музыки Тома можно отнести ее мелодичность, элегантность в чисто французском стиле, прозрачную и вместе с тем изящную оркестровку.
-----Ардити, Луиджи (1822-18903) Молви!
Вальс
Для голоса с фортепиано
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

Об авторе

Уроженец Пьемонта, учился в Миланской консерватории у Бернардо Феррары (скрипка) и Николы Ваккаи (композиция). Дебютировал как скрипач в 1839 году, в 1842 г. в городе Верчелли начал карьеру дирижёра. Первая опера Луиджи Ардити «Разбойники» (итал. I Briganti) была поставлена в Милане в 1841 году.До 1846 г. дирижировал в различных оперных театрах Италии, затем отправился на Кубу вместе с Джованни Боттезини, где первым делом поставил одну из наиболее известных своих опер, «Корсар». С 1851 г. работал в Соединённых Штатах Америки, в том числе в Бостоне и Филадельфии, в 1852 году был приглашён на пост капельмейстера итальянской оперы Нью-Йорка, в которой завершил свою работу четыре года спустя второй из своих известнейших опер, «Шпионка» (итал. La Spia; 1856, главную партию на премьере пела Анна Лагранж). В 1856 г. посетил Константинополь, где по заказу султана Абдул-Меджида I сочинил «Турецкий гимн» (итал. Inno turco), позднее исполненный в лондонском Хрустальном дворце в честь визита следующего султана, Абдул-Азиза.В 1858—1869 гг. капельмейстер Театра Её Величества в Лондоне, затем в 1869—1870 гг. в театре Ковент-Гарден. В заслугу Ардити входит первая полная постановка оперы Рихарда Вагнера («Летучий голландец») в Великобритании — парадоксальным образом, на итальянском языке, с Ильмой ди Мурска в одной из главных партий. Среди других британских премьер, прошедших под управлением Ардити, — «Гамлет» Амбруаза Тома, «Фауст» Шарля Гуно, «Сельская честь» Пьетро Масканьи.В 1871—1873 гг. дирижировал в итальянской опере Санкт-Петербурга, затем работал в Германии, Вене, Мадриде. В 1885 г. вернулся в театр Ковент-Гарден.Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, «из его сочинений большую популярность приобрел вальс для пения „Il bacio“ (Поцелуй)».Скончался в городе Хоув в графстве Восточный Суссекс.
-----Бизе, Жорж (1838-1875) Серенада
Для голоса с фортепиано (тенор)
Редакция: В. Товстолужский
Год выпуска: 1941
Издательство: Государственное музыкальное издательство, Москва-Ленинград

Об авторе

Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию до минор. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил.3 июня 1869 года Бизе женился на младшей дочери своего покойного учителя Жака Фроменталя Галеви — Женевьев Галеви (1849—1926), которая приходилась кузиной либреттисту Бизе Людовику Галеви. Их сын — Жак Бизе (1872—1922, покончил жизнь самоубийством), названный в честь деда, был близким другом, одноклассником и конфидантом Марселя Пруста, а сама Женевьев послужила одним из прототипом куртизанки Одетты де Креси и герцогини Орианы де Германт в многотомном романе Пруста «В поисках утраченного времени».Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Примеры страниц (скриншоты)

[Profile] [PM]
Display posts:    
Reply to topic

Current time is: 24-Nov 08:50

All times are UTC + 3



You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum
You cannot attach files in this forum
You can download files in this forum