admin ®
Статус: Не в сети Стаж: 7 лет 1 месяц Сообщений: 23734 Репутация: 0 [+] [-] Откуда: Россия
|
Отличия настоящего стерео звука от псевдостерео звука (псевдо-2.0 / 5.1) -На сегодняшний день широкое распространение получил способ технической подмены конфигурации канальности "объёмных" звуковых дорог. Речь идет о так называемом псевдо-5.1. Способ технической подмены канальности в псевдо-5.1 заключается в замене звукового ряда центрального канала полноценной настоящей 5.1 дороги на звуковой ряд полноценной 2.0 дороги (после её преобразования в моно). Обычно, это осуществляется в том случае, если перевод фильма представлен только в 2.0, а оригинальная дорога имеется в 5.1. Слепив в "нечто" две такие дороги недобросовестные релизеры смело пишут в своей раздаче, что их звук соответствует стандартам 5.1 звука, повышая тем самым её рейтинг на непросвещённых пользователях-Данные действия никак иначе, кроме как издевательством над звуком, назвать невозможно. Далее, мы подробно рассмотрим, почему такие "поделки" являются прямым обманом пользователей и не представляют абсолютно никакой ценности, а наоборот, вопреки своему призванию снижают эффект присутствия-Но, для начала немного терминов и пояснений:- Монозвук - одноканальный звук. Может распределятся программным (аппаратным) методом на любое количество колонок в зависимости от настроек пользователя. При таком распределении каждая колонка будет воспроизводить одинаковую аудио информацию
- Стереозвук - многоканальный (два и более) звук. При его воспроизведении сохраняется информация о пространственном расположении источника звука. Достигается это путём распределения звука на каналы. Под распределением необходимо понимать процесс звукозаписи разными микрофонами с разных направлений (если звук изначально не записан данным методом, то никакие программные обработки и эффекты эту ситуацию изменить не смогут). Существуют различные конфигурации аудиоканалов, начиная с 2.0 и заканчивая 14 отдельными аудиоканалами. На практике же, существует две основных (а значит, и самых подменяемых) конфигурации аудиоканалов:
- 2.0 - двухканальный звук. Сохраняет аудио информацию о расположении источника спереди по отношению к пользователю. Двухканальный звук, в связи со сложившимся обычаем, ещё принято называть "стерео" звуком. Хотя на самом деле, это не совсем корректно, так как термин "стереозвук" производный от термина "стереофония" и обозначает пространственное расположение источника звука, а следовательно в термин "стерео" входит и 2.0 и 5.1 и 7.1. и т.д.
- 5.1 - шестиканальный звук (5 сателлитов + сабвуфер). Сохраняет аудио информацию о расположении источника звука спереди и сзади по отношению к пользователю. Принято называть "объёмным" или "трёхмерным" звуком, что опять-таки, не совсем верно, исходя из нижеследующего
- Объёмный (трёхмерный) звук - любое определении данного термина, которое можно найти на просторах Сети, будет содержать нечто вроде "Объёмный звук - это система пространственного звуковоспроизведения, состоящая из шесть каналов объёмного цифрового звука, которые усиливают ощущение присутствия, создавая объём". На самом деле, ни о какой объёмности речь не идёт и любое такое определение является глупостью. Термин "объёмный звук" - это всего лишь фикция и рекламный ход. Объёмное восприятие источника звука предполагает получение аудиоинформации о его расположении в пространстве не только по осях X и Y, но и по оси Z (высота). Т.е. тыловые и фронтальные сателлиты должны быть разделены на две части - верхние и нижние. Технически, такой переход уже давно является реальным. Тот же цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных аудиоканалов. Приобретение звуковой карты, с необходимым количеством выходов и необходимого количества звуковых колонок прямо пропорционально размеру кошелька пользователя. Дело стоит за малым. За переориентацией технических методов звукозаписи самими производителями, так как для получения любого пространственно-ориентированного звука необходимо записывать его на несколько микрофонов, соответственно ориентированных в пространстве. Дело это, очевидно дорогостоящее и сложно выполнимое (и возможно, просто не востребованное, так как даже звук в системе 7.1 является редкостью). Таким образом, даже настоящий 5.1 звук по сути является псевдообъёмным, а термины "объёмности/трёхмерности" в отношении звука мы будем употреблять исключительно в "кавычках". Настоящий объёмный звук, с вертикальной плоскостью и множеством других фишек, стартовал только с ~2012 года и только только начинает внедрятся в кинотеатры. Это Dolby Atmos и Galaxy Auro.
-И так, основной целью воспроизведения звука в системе "объёмного" звука является передача аудио информации о пространственном расположении источника звука. Итогом такого процесса является звуковая дорога системы пространственного звуковоспроизведения. Для создания эффекта "объёмности", при воспроизведении такой дороги, звуковая информация между каналами в большинстве случаев распределена следующим образом (Блок-схема 1, на примере 5.1):- Сабвуфер - звуки низких частот
- Фронтальные и тыловые сателлиты - музыка, фоновые звуки (фоновая речь), звуки эффектов и т.п. (т.е. всё, что создаёт эффект объёмного звука)
- Центр - основная речь и звуки прямо не влияющие на создание эффекта "объёмности"
В случае с псевдо-5.1 (Блок-схема 2) центр настоящей 5.1 дороги обычно заменяется монозвуковой дорогой, преобразованной из полноценной двухканальной звуковой дороги. В итоге звуки, слышимые при воспроизведении псевдо-5.1 распределены следующим образом:- Сабвуфер - звуки низких частот
- Фронтальные и тыловые сателлиты - музыка, фоновые звуки (фоновая речь), звуки эффектов и т.п.
- Центр - кроме основной речи и звуков прямо не влияющих на создание эффекта объёмности, центральный канал будет дублировать все НЧ, которые уже воспроизводит сабвуфер, а также всю музыку, все фоновые звуки и звуки эффектов, которые воспроизводят фронтальные и тыловые сателлиты для создания эффекта "объёмности"
-А теперь посмотрим, что же означает такой фальсифицированный центральный канал на примере. Давайте представим сцену с летящим самолётом. По отношению к нам он летит сзади с левой стороны в правую (если мы стоит лицом на север, то самолёт летит по направлению с Юго-Запада на Северо-Восток). В настоящем 5.1 звук двигателей самолета появляется из левого тыла и постепенно нарастая переходит в правый фронт, где и угасает. То есть, мы будем слышать звук двигателей так, как если бы находились непосредственно под самолётом в момент его полёта. Если же звуковое сопровождение данной сцены осуществляется псевдо-5.1, то вместо одного самолёта мы получим уже два!!! Первый так и будет лететь с Юго-запада на Северо-восток, а второй появится с Севера, долетит до нашего местонахождения, развернётся на месте (это в "трёхмерном" то звуке!) и улетит обратно на Север
Или, возьмём, например, взрыв гранаты. В 5.1 граната взрывается справа сзади, в псевдо-5.1 взорвётся уже две гранаты - справа сзади + "дополнительная" граната-невидимка в центре :finest: Получается такое вследствие того, что в центр запихнули полноценную звуковую дорогу, в которой дублируются все те звуки, которые в нормальной 5.1 разделены по каналам. Фактически в псевдо-5.1 одновременно находятся две полноценные звуковые дороги. Одна, разбитая на каналы по сторонам и вторая, с той же звуковой информация, но втиснутая в центр (что и показано на Блок-схеме 2). Как мы уже разобрали в самом начале, основной целью создания объёмного звука является сохранение информации о пространственном расположении источника звука. А, при подмене центрального канала на полноценную монозвуковую дорогу, вместо сохранения информации о расположении источника звука, искусственно создаётся аудиоинформация о ложных источниках звука, которые отсутствуют в самом видео!!! Тем самым, такие "поделки" вместо улучшения ориентации в предполагаемом пространстве, наоборот, дезориентируют пользователя. Если честный 2.0 сохраняет хотя бы "переднюю" аудио информацию о расположении источника звука, то псевдо-5.1 заставляет пользователя слышать объекты, которых на самом деле на изображении нет :!: Кроме всего этого, указанные манипуляции часто могу производить к появлению эффекта эхо. Как мы уже знаем, все звуки, которые мы слышим из боковых сателлитов воспроизводятся дополнительно ещё и центром. И, в случае, если между центральным каналом и остальными, останется хотя бы небольшая (в доли секунды) рассинхронизация, то в дополнение ко всему мы получим ещё и эхо. P.S.: возможно, некоторые пользователи, после прочтения данной информации зададут вопрос: "а какая разница, если Я этой самой разницы и не слышу?" В таком вопросе ключевым будет слово "Я". Таким пользователям следует задуматься над другим вопросом: "Зачем вам система "объёмного звука", если вы всё равно не слышите разницы...?" Это проблема вашего слуха, не более. И, если для вас нет разницы, то вы могли бы попросту сэкономить деньги на покупке ненужных вам колонок. Или, если вам важен сам факт звукового сопровождения всеми колонками с разных сторон, то воспроизвести таким образом можно и честную 2.0, установив соответствующие настройки в програмном обеспечении и сэкономив таким образом время, необходимое для скачивания раздачи.- И, напоследок о псевдо-2.0. Фальсификация 2.0 проводится путём дублирования моноканала в правый и левый каналы псевдо-2.0 дороги. Распространено такое явление ничуть не меньше, чем фальсификация 5.1-Хотя, в отличие от псевдо-5.1, такая фальсификация и не приводит к дезориентации пользователя, ничего полезного она так же не приносит. А вот размер файла необоснованно увеличивает ровно в два раза-При воспроизведении дороги с моно звуком и дороги псевдо-2.0 с двумя одинакововыми каналами, никаких звуковых отличий слышно не будет! Один и тот же звук будет абсолютно одинаково воспроизводится в обоих случаях! Только, в случае с псевдо-2.0 дорога будет весить в два раза больше. И, естественно, преобразование в псевдо-2.0 не создаёт никаких стереоэффектов. Хотя, обычно псевдо-2.0, в отличие от псевдо-5.1 создаются скорее по незнанию, чем умышленно, результат это не изменяет - осуществляется необоснованное увеличение размера и подмена реальных технических характеристик. Отговорки, вроде: "так кассета оцифровалась" или "так тюнер записал" происходят от незнания вышеуказанных фактов и неумения правильно настроить оборудование. Например, среди VHS кассет, настоящий 2.0 стерео звук, имеют только изначально записанные с помощью технологии Hi-Fi VHS stereo. А записи с эфира, в подавляющем большинстве, являются именно моно. Так же, создание псевдо-2.0 в формате ac3, в большой степени обусловлено тем, что с помощью популярных плагинов Dolby Digital ни к Sony Vegas, ни к Sony Sound Forge невозможно закодировать звук в 1.0, хотя спецификация формата это и позволяет. - Кроме того, термин псевдо-2.0, необходимо отличать от термина "псевдостерео" (так же, как и указанные в начале термины 2.0 и стерео). Непосредственно под "псевдостерео" понимают любую дорогу (хотя обычно речь и идёт именно о 2.0), в которой изначально не записанные в необходимой конфигурации каналы, подвергаются обработке специальными звуковыми эффектами, призванными "создать" эффект "пространственности" звука. Определённый эффект при этом имеет место быть и такая обработка всё же не равна фальсификации. Однако, в данной статье под псевдостерео мы понимаем, именно подмену каналов, а не подмену стереоэффектов. Хотя и то и другое можно назвать псевдостерео.- И так, подведём итоги:- Из дороги, изначально записанной в моно не сделать 2.0
- Из дороги изначально записанной в 2.0 не сделать 5.1
- Ни одна фальсификация не улучшает характеристики звука. Улучшаются только цифры, которыми можно "похвастаться" и которые будут восприняты не подготовленными пользователями за чистую монету
- Псевдо-2.0 не создают стерео эффект, только увеличивает размер файла в два раза
- Псевдо-5.1 ухудшает эффект присутствия, заставляя пользователя слышать то, чего нет на экране и естественно увеличивает размер файла
- Монозвук в любом случае будет идти из всех подключенных колонок, для этого нет никакой необходимости делать псевдо-2.0
- Дорогу 2.0 можно просто настроить на воспроизведение всеми колонками, но в отличие от псевдо-5.1 при таком воспроизведении вы не услышите невидимых источников звука
|